Биометрия в Сбербанке предлагает активно всем клиентам. Банк объясняет, что она должна упростить получение услуг, повысить безопасность при использовании удаленных каналов обслуживания, терминалов и банкоматов. Но многие клиенты не знают, как это работает в 2019-2020 годах, какие преимущества и опасности таит в себя сдача биометрических данных и использование.
Биометрия в Сбербанке — что это такое?
При обращении за банковскими и многими другими услугами человеку надо пройти идентификацию. Традиционно для этого использовались бумажные документы – паспорт или другие удостоверения личности. Но такой подход не очень удобен. Документы легко забыть, их проверка требует участия специалиста и занимает время.
Постепенно бумажные удостоверения личности уходят на второй план. Их вытесняет биометрия. Этим словом обозначают систему по идентификации человека на основании уникальных характеристик (отпечатков пальца, изображения лица, голоса и т. д.). Для снижения вероятности ошибок часто применяют сравнение сразу несколько характерных для конкретного физического лица черт. Например, может использоваться биометрия лица и голоса одновременно.
Сбербанк присоединился к проекту Единой биометрической системы (ЕБС). Инициаторами ее создания стали ЦБ и Ростелеком. В ней биометрические данные человека привязываются к профилю на портале Госуслуги. После подключения к ней пользователь сможет пользоваться услугами различных банков и госучреждений без личного присутствия.
Кроме того, биометрические данные в Сбербанке собираются и для собственной внутренней системы. К ней подключают держателей карт банк, и она предназначена для более простого получения услуг Сбера.
Для чего нужна биометрия в Сбербанке?
Канал "Заработай на банках"Услуга по биометрической идентификации предназначена для повышения безопасности при использовании онлайн-сервисов самообслуживания. Кроме того, с помощью биометрии крупнейший банк РФ, обещает сократить время, необходимое на идентификацию клиента в офисе.
Дополнительно предлагаются использовать биометрию в следующих случаях:
- в устройствах самообслуживания;
- при оплате покупок;
- при обращении в call-центр.
Если клиент сдал биометрию не только для внутренней системы Сбербанка, но и для ЕБС, то он сможет также удаленно получать различные услуги не только в крупнейшем банке РФ, но и других учреждениях (госорганы, банки).
Обязательно ли сдавать свои данные
Подключение биометрии осуществляется исключительно по желанию клиента. Данные правила установлены законодательством. Клиентам всегда доступен классический способ идентификации – по паспорту. Кроме того, Федеральный закон позволяет в любой момент отозвать согласие на обработку такой информации. Отказать в обслуживании клиенту, который не хочет сдавать биометрические данные не имеют права.
Увы, Сбербанк навязывает часто сдачу биометрии для своей внутренней системы. Он прикрывается объяснения о повышении скорости обслуживания, безопасности и т. д. Но на практике это приводит нередко к тому, что получение данных осуществляется в принудительном порядке. Большинство клиентов даже не знают, что они их сдавать были не обязаны.
Есть ли опасность?
Опасность регистрации своих данных всегда надо оценивать перед тем, как дать согласие. Системы биометрии изначально придуманы для повышения безопасности. Обмануть их почти невозможно. В плане безопасности самой Единой биометрической системы, созданной Ростелеком и ЦБ РФ, все тоже более-менее ясно:
- данные хранятся централизованно в зашифрованном виде в специальном хранилище;
- все данные передаются в зашифрованном виде в соответствии с требованиями ГОСТ;
- применяется двухфакторная идентификация с использованием данных учетной записи портала Госуслуги;
- человек может в любой момент удалить биометрию;
- фактически доступа к биометрическим данным организации, использующую систему, не имеют, а только получают от нее ответ пройдена идентификация или нет.
Но совершенно иначе обстоит дело с внутренней системой крупнейшего российского банка. Рассмотрим, чем опасна биометрия в Сбербанке:
- Данные находятся в распоряжении банка, и никто не исключает, что в будущем он начнет предоставлять к ним доступ за плату. Конечно, Закон подобные действия существенно ограничивает, но куда их будут использовать пока даже сложно предсказать.
- Сбор личных данных осуществляется с многочисленными нарушениями. Часто человек даже не знает, что дал согласие на биометрию.
- Возможны утечки данных. Сбербанк нередко оказывается в центре скандалов по краже данных карт. Никто не исключит, что и биометрические данные из него могут похитить. Теоретически цифровые слепки профилей могут помочь мошенникам в совершении различных преступлений.
- Многие люди не знают как отозвать биометрию. Это опять же связано с тем, что крупнейший банк страны навязывает ее «втихую». Подобный подход также подрывает безопасность системы.
Процесс регистрации
Регистрация в системе биометрических данных занимает не более 10 минут, если процедура идет в штатном режиме. Клиенту необходимо заранее выбрать офис, где доступна услуга Сбербанка по сдаче биометрии. При обращении в него потребуется иметь при себе паспорт, СНИЛС и банковскую карточку, если она была получена ранее.
Процедуру регистрации данных можно разделить на 4 шага
- Обращение к сотруднику и прохождение идентификации по бумажному документу. Потребуется предъявить паспорт и СНИЛС.
- Подписание заявления на сдачу данных и согласия на их обработку. Его могут попросить подписать на бумаге или с помощью ввода ПИН-кода в терминале, желательно внимательно прочитать документ.
- Фотографирование. Фото сделают сотрудники офиса с помощью имеющегося в нем оборудования.
- Сдача образца голоса. Обычно просят назвать цифры от 1 до 9 по порядку и в обратном порядке.
Данные пользователя загружаются в систему, и она обрабатывает их. Если все прошло нормально, то регистрация завершится успешно и можно пользоваться всеми преимуществами обслуживания с использованием биометрических данных.
Подключение биометрии через Сбербанк-Онлайн
В приложении Сбербанк Онлайн можно подключить биометрию. Шаблон создается непосредственно с телефона клиента и загружается в базу самого Сбербанка. Его надо подтвердить через контактный центр перед началом использования.
Созданный шаблон используется для подтверждения переводов через приложение без обращения в call-центр. Наличие биометрических данных в системе также повышает безопасность при получении услуг через офисы.
Плюсы и минусы обслуживания по биометрии
Все преимущества биометрии сводятся к экономии времени. Среди плюсов данной технологии можно отметить также следующие:
- можно получать банковские и некоторые государственные услуги через интернет;
- возможность оплачивать покупки, снимать наличные даже при отсутствии карточки при себе;
- удобное банковское обслуживание по телефону без ответа на множества вопросов о личных данных.
Главный минус системы Сбербанка – невозможность предсказать, безопасна ли биометрия во внутренних системах кредитного учреждения. А обычно в крупнейшем российском банке принимают данные именно в свою внутреннюю систему, а не в ЕБС. Естественно, что представители банка заверяют, что данные на 100% защищены и во внутренней системе, но гарантий в этом случае практически нет.
Другие недостатки биометрии менее значимы. Из них можно отметить следующие:
- необходимость тратить время на регистрацию, которая не всегда завершается успешно с первого раза;
- достаточно мало возможностей реально воспользоваться биометрией для удаленного получения банковских услуг (они только появляются);
- есть небольшая вероятность, что мошенникам в будущем все же удастся воспроизвести биометрические данные человека.
Как пользоваться биометрией в Сбербанке?
Любая новая технология вызывает множество вопросов по использованию. Мифов по биометрии также немало. Например, появлялась даже фейковая информация о свечении штрих-кода на лбу у тех, кто сдал биометрию в Сбербанке. На практике ничего такого нет.
Пока биометрию самый крупный банк РФ предлагает использовать при использовании некоторых банкоматов, оплате покупок или при звонке в call-центр. В будущем планируется, что возможности системы станут значительно шире. Например, можно будет совершать сделки с недвижимостью прямо из дома, открывать счета в любых банках и т. д.
Банкомат с биометрией
Еще в 2017 году стали появляться новые банкоматы Сбербанка с биометрией. В них можно проводить услугам без использования карты. Для этого первоначально надо активировать услугу в офисе банка.
Непосредственно для совершения операции пользователю достаточно нажать на устройстве кнопку «Обслуживание по биометрии». После этого банкомат идентифицирует пользователя по изображению лица и можно будет совершать операции.
Пока банкоматы с биометрией Сбербанк активно не устанавливает. Все работает в тестовом режиме.
Голосовая биометрия
Используется голосовая биометрия при обращении в call-центр Сбербанка. При звонке не потребуется сообщать кодовое слово, паспортные данные. Система автоматически определит, что обращается именно клиент, сравнив его голос с образцом в базе данных.
Работу с биометрическими данными при обращениях в call-центр Сбербанк ведет особенно активно. Это позволяет существенно повысить безопасность операций через специалистов и голосовое меню. При этом время обслуживание сокращается.
Делать или нет биометрию?
Сдавать или нет биометрию каждый клиент должен решить самостоятельно. Использование этой технологии в России пока очень ограничено. Сбербанк широко ее применяет только при идентификации в call-центре, а также для снижения вероятности мошеннических операций с использованием поддельного паспорта.
Покупки, операции в устройствах самообслуживания по биометрии пока применяются очень ограниченно. Такие проекты носят исключительно пилотный характер. Перед регистрацией своих данных нужно не забывать и о минусах технологии.
Как отказаться от биометрии в Сбербанке?
Сбербанк собирает биометрические данные и берет с клиента согласие на их обработку в течение 50 лет. Отключить биометрию в приложении или онлайн-банкинге не получится. Подобный функционал в этих сервисах недоступен.
Законодательство при этом позволяет отказаться от сдачи биометрии. Если же данные были все же сданы, то всегда можно написать заявление на отказ от биометрии, обратившись в офис. Никаких санкций за это со стороны банка не последует. Но сотрудники не очень охотно принимают такие документы.
Отзывы
Пока отзывы простых клиентов о биометрии в Сбербанке и других финансовых учреждениях неоднозначны. С одной стороны, технология выглядит очень перспективно и должна помочь экономить кучу времени. Но, с другой стороны, пользоваться ей полноценно пока нет возможности. Максимум, что от нее может получить простой клиент – повышение безопасности.
Отзывы священников и других религиозных деятелей заслуживают отдельного внимания. Традиционно они не поддерживают технологии, позволяющие идентифицировать конкретного человека. Биометрия опять же не стала исключением.
В будущем биометрия в Сбербанке позволит клиентам значительно проще получать услуги и экономить время. Но пока эта технология лишь несколько повышает безопасность. А навязываемый Сбером сбор данных и вовсе заставляет задуматься, что она реально будет полезной для клиента.